Материалов на сайте: 259

Костюм придворных, должностных лиц и духовенства в Византии

За недостатком дошедших до нас сведений мы не можем точно определить, были ли около этого времени одеяния, отличавшие придворных и должностных лиц. О византийских консулах известно только то, что они носили мантию, покрытую роскошными орнаментами и украшенную клавусом. В позднейшие времена они отличались широкой золотой повязкой, которая надевалась через плечи поверх длинной туники, так, что на груди образовывался крест, а концы ее свешивались до колен.

Вторым их отличием был нашейный платок, украшенный на концах золотой бахромой и свободно перевязанный на груди. Перевязи иных цветов и иного вида носились и другими должностными лицами: надевались они обыкновенно так, что оба конца свешивались или сзади, или спереди, или же с одного бока. Общее отличие придворных, кажется, составлял пурпурный клавус. При Константине особое отличие должностных лиц составляли плечевые шарфы.

Во время царствования императора Афанасия у придворных замечается надетая на старинный манер тога. На изображениях, оставшихся от конца византийского царства, мы видим сановников, облаченных в плотно прилегающую длинную, узкую тунику, на которую натянута удивительно узкая, совершенно покрывающая руки, плотно застегнутая спереди двумя пряжками мантия с богато разрисованным клавусом, заканчивающаяся у самой шеи низким воротником.

Головной убор составляла яйцевидная шапка с широким бортом или шляпа, расширявшаяся кверху, с выбивавшейся подкладкой. Узором на материях служили знаки, изображенные на современных игральных картах: бубны, черви, трефы и пики.

Более мелкие придворные чины одевались, по всей вероятности, так же, как и народ: только в виде отличия допускалась определенная цветная отделка. Головным убором сановников и придворных была плоская, расширяющаяся к верху шапка, которую носили и высшие сословия.

Одежда духовенства выработалась только к VI веку, а до тех пор духовные лица одевались, как и светские, но все же, по-видимому, предпочитали длинную белую неопоясанную тунику, альба. Время от времени от церковных соборов исходили постановления - носить духовенству определенные одеяния; Константин все эти постановления подтвердил, но точного исполнения приказа нельзя было добиться.

На мозаичном изображении в Равенне мы видим епископа Максимиана с дьяконом. Оба одеты в очень длинные неопоясанные туники с четырехугольными воротами: из-под широких рукавов видны узкие рукава носимой под низом, альбы. Украшением на далматике служат те же темные полосы, которые нашивались на столу. Сапоги носили низкие, глубоко вырезанные, с завязками черного цвета.

Епископ отличается закрытой со всех сторон, довольно длинной черной мантией без капюшона; кроме того, на нем надета белая широкая повязка, длиною метра в три, перекинутая дважды через плечи; концы ее, украшенные бахромой и черным крестом, свешиваются на грудь и спину. Эта повязка - архиерейский паллиум - называлась у греков омофор.

Во второй половине VI столетия она была сшита таким образом, что шла кругом груди и плеч в виде овального кольца: к ней прикреплялись два обшитых бахромой конца, которые спадали спереди и сзади до колен. Эта повязка была украшена четырьмя наполовину красными, наполовину синими крестами. Обе продольные полосы на белой епископской столе были также синего и красного цвета: рукава этой одежды стали теперь узкими.

Стола, украшенная продольными полосами, сохранялась до начала VII века, когда более узкая альба вытеснила широкую столу. С альбы были сняты полосы, которые образовали самостоятельное облачение. Плечевая повязка столы в VII веке была присоединена к омофору. Эта плечевая повязка делалась из белой материи, а внизу на концах была украшена крестами. Она накладывалась поверх альбы.

Впоследствии со столы сняли кресты и отделали ее концы бахромой. В IХ веке у духовенства были в большом ходу узорчатые материи. В XI веке появилась туницелла - короткая, пестротканая туника с узкими длинными или короткими рукавами. Она надевалась поверх альбы и столы. Поверх туницеллы епископы носили еще казулу и паллиум. Далматикаа, носимая как епископами, так и дьяконами, появляется теперь в укороченном виде, а под нею носят длинную альбу.

В XIII веке, после окончательного разделения греческой и римской церкви (1054), появилась маленькая четырехугольная, украшенная кистями сумка или просто роскошно украшенный кусок материи, висевший на правом боку.

Головной убор высших духовных лиц состоял от IV до VIII века из полотняного или шелкового продолговатого белого или красного, украшенного с трех сторон бахромой головного платка, который накидывался на волосы таким образом, что концы его свешивались на затылок. Удерживался этот платок металлическим ободом шириной в 3 дюйма. Впоследствии платок и обод преобразовались в шапку, сверху посередине вогнутую; нижний ее край составляла расшитая золотом полоса, спускавшаяся на затылок двумя концами.

Во второй половине IХ века мы видим белую архиерейскую шапку-митру с двумя рогоподобными выпуклостями по бокам, в ХШ веке архиерейская шапка походила на высокую, выпуклую корону, украшенную жемчугом и драгоценными каменьями; приблизительно такой же формы шапку-митру носят современные русские епископы. Форма древнего облачения греческого духовенства была сильно изменена греками и русскими. Первые христианские монахи облачались в темные грубые туники и мантии. Последние походили или на закрытую со всех сторон пенулу, или на совершенно открытую мантию с капюшоном.

Некоторые монашеские ордена отличались полосами из материи, напоминавшими по форме полотенца с прорезанными для головы отверстиями; эти полосы надевались через голову и спускались по груди и спине. Они были основанием скапулир позднейших многочисленных монашеских католических орденов.

Волосы греки стригли коротко, но отпускали бороды. На соборе в Толедо (633) было установлено пострижение. Уже с давних времен почетным знаком были коротко остриженные на лбу волосы. Римское духовенство бороды брило, а греческое сохраняло бороду.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 7350


Комментарии к этому материалу:

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Закон Янга
Все великие открытия делаются по ошибке.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта