Материалов на сайте: 259

Головные уборы и причёски Древнего Египта

Сведения, полученные о Древнем Египте как о рабовладельческом централизованном государстве, относятся к концу четвертого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен в северо-восточной Африке, в долине реки Нил. В древности Египет называли Хикунта.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды, каждый из которых является значительным в развитии государства и населения: Древнее царство (3000—2400 гг. до н. э.) — объединение двух царств; Среднее царство (2400— 1710 гг. до н. э.) - усиление власти фараона; Новое царство (1580— 1090 гг. до н. э.) — освобождение от ига кочевых племен — гиксосовзавосвателей: поздний период (1424—1382 гг. до н. э.) — искусство Телль-Амарны.

Уцелевшие памятники искусства рассказывают о событиях, происходивших в одном из древнейших государств мира, о становлении и развитии его культуры, искусства, о религии и быте народа, его населявшего; дают они и представление о костюмах, прическах, косметике.

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью, приравненный к сыновьям небесного бога Ра (Солнца).

Все население Древнего Египта делилось на несколько сословий: рабовладельческая знать и жрецы, ремесленники и свободные крестьяне, рабы. Плодородие нильских земель определило основное занятие населения - земледелие и скотоводство. Большая часть населения занималась ремеслами — ткачеством, изготовлением стекла, ювелирным и гончарным делом.

Рабы, которые составляли самую многочисленную и самую бесправную часть населения, воздвигали плотины, храмы, сады, гигантские пирамиды, которые позже были названы историками одним из семи чудес света.

Значительное место в жизни египтян занимала религия, в основе которой лежал культ планет — Солнца, Луны, Земли,— а также Нила ч некоторых животных — коров, крокодилов, змей, кошек. Религией в известной мере стремилась объяснить социальное неравенство, сгладить культом почитания суровые законы жестокого правителя - фараона. Особенное развитие в Древнем Египте получил заупокойный культ. Люди верили, что каждый человек наделен несколькими душами, которые после его смерти переселятся в загробный мир.

Дошедшие до нас древняя скульптура, архитектура, изображения в гробницах и храмах дают довольно полное представление о быте, а также о внешности египетского населения разных сословий. Нужно заметить, что люди высшего сословия изображались всегда высокими, стройными. Черты лица тонкие, правильной формы нос, миндалевидные глаза, выпуклые губы.

Это мы можем увидеть на портретах фараонов, их жен, приближенных сановников. Можно предположить, что именно такими должны были быть самые красивые люди, считавшиеся идеалом земной человеческой красоты.

Известный египтолог Георг Эберс в своем романе «Уарда» дает подробное описание прекрасной египтянки, возможно, сочетавшей в себе именно все те качества, которые считались идеальными: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

Основные виды и формы причесок.

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.

Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию.

Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода — знак владения землей.

Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими ».

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной—«каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Источник:

Просмотров: 14623


Наверх


Следствие Беллингса
Неудачник — это человек, который при ошибке совершенно не способен выдать ее за эксперимент.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта