Материалов на сайте: 259

Придворный и императорский костюм 19 века

Вступив на престол, Наполеон I стал проявлять, особенный интерес к придворным костюмам. Крайне своеобразен выработанный им самим коронационный наряд. Туника была длинная, белая, шелковая, с узкими рукавами; нижний край украшен широкой бахромой. Закрытая на левом плече, волочащаяся мантия из красного бархата с правой стороны была снабжена прорезом для руки, украшенным кистями, и подбита горностаем.

На закрытом горностаевом же воротнике красовалась цепь, звенья которой состояли из орлов. К этой цепи прикреплялся орденский знак Почетного Легиона. Белый шелковый шарф с золотыми кистями служил портупеей для короткого золотого меча. Вокруг шеи шел узкий стоячий кружевной воротник. Концы кружевного платка, напоминавшего рабат Людовика XIV, спадали на грудь.

Как белые шелковые, достигавшие лодыжек башмаки, так и туника и мантия были богато затканы золотом; последняя, кроме того, сплошь почти была усеяна маленькими золотыми пчелами. Скипетр состоял из длинного золотого жезла с изображением орла на конце. Золотой лавровый венок обвивал голову императора. (Этим же коронационным нарядом пользовался и Наполеон III.)

Так называемый «малый наряд» императора Наполеона I состоял в 1804 году из ярко-алого бархатного фрака со стоячим воротником и слегка скошенными, достигавшими до колен фалдами, из белого шелкового жилета, таких же доходивших до колен панталон, белых чулок, черных башмаков и черной; изогнутой надо лбом шляпы с белыми перьями.

Через правое плечо перекидывалась ярко-алая бархатная мантия на белой подкладке с широкой белой накидкой, густо затканной золотом; как борта жилета и фрака, так и швы рукавов затканы были золотом. Вокруг шеи повязывался кружевной платок с низко висящими концами; поверх белых перчаток спускались кружевные манжеты. Широкая красная орденская лента спускалась через правое плечо к левому боку, а поверх нее повязывался вокруг талии белый шелковый шарф с золотой бахромой. Старинный золоченый меч подвязывался высоко над левым бедром.

Коронационный наряд императрицы имел более современный характер и напоминал бывший в то время модным костюм греческой формы. Вырезанное насколько возможно глубоко на груди белое атласное платье украшалось по подолу золотой бахромой, а спереди посередине широкой златотканой полосой с двумя расходящимися в обе стороны, более узкими полосками. Золотая повязка с бахромой на концах заканчивала необычайно короткую талию и спускалась с левой стороны.

Узкие рукава были вышиты по швам и по манжетообразным концам золотом, а плечи собраны в буфы и закреплены аграфами. По вырезу платья, от этих буфов, шел, оставляя грудь открытой, зубчатый воротник из тюля. Красная бархатная мантия спускалась из-под повязки с боков прямо, оставляя платье спереди открытым, сзади же собиралась в густые складки. Закругленный шлейф мантии расстилался по полу. Подкладка и края мантии, богато затканной золотыми пчелами, были из горностая.

Корона носилась на затылке, а на лоб накладывалось подобие диадемы, из-под которой падали завитые волосы и образовывали у каждого уха по локону. Большой медальон украшал шею. — Придворные дамы одевались также по этому же образцу, только рукава их платьев оканчивались почти у самого плеча, что заставляло их носить при дворе длинные белые перчатки. Часто платье вышивалось спускающимися или симметрично расположенными гирляндами из золота, серебра или белого шелка.

Вместо поясной повязки некоторые носили металлические пояса с острым, обращенным вверх концом. Широкий плиссированный воротник вырезался зубцами. Придворная мантия из бархата, тафты или атласа, в отличие от мантии императрицы, не подбивалась горностаем, а вышивалась по борту гирляндами. На подкладку шел исключительно белый шелк.

В качестве головных уборов употреблялись излюбленные тюрбанообразные шляпы из тонкого шелка или муслина, затканного золотыми или серебряными рисунками. К шляпе почти всегда прикреплялась эгретка или перья. В обычае также было надевать на волосы диадемы или два—три обруча с длинными волнистыми перьями. Шейные цепочки и сережки были в большом ходу. Необходимой принадлежностью были и веера, большею частью складные, хотя изредка применялись и опахала из перьев.

Министры в то время носили при дворе спускавшуюся до колен затканную золотом мантию с воротником, заткан-иый закрытый фрак с легка скошенными фалдами и широкий длинный белый шарф с бахромой. Украшенный золотом жилет и короткие до колен панталоны шились из белого шелка. Белые шелковые чулки были с вытканными стрелками.

Красная лента Почетного Легиона надевалась справа налево и соединялась с шарфом. Загнутая черная шляпа отделывалась перьями. Парадная шпага в белых ножнах носилась довольно высоко у левого бедра. Вместо жабо шея повязывалась галстуком Людовика XIV со спускавшимися двумя концами. Снабженная воротником и пелериной, богато затканная и спускавшаяся до' колен мантия являлась необходимой принадлежностью парадного костюма.

Орденский знак укреплялся на левом плече. Другие придворные чины, и особенно маршалы, носили при мантии наглухо застегнутый сюртук, борта и швы которого густо расшивались золотом и серебром. Некоторые носили и белое шелковое трико. Башмаки украшались розетками из лент; золотой меч на золотой портупее носился высоко на боку. В качестве головного убора были в ходу еще и береты с пером. Под высокими, стоячими воротниками фрака или сюртука носились вышитые галстуки, концы которых ниспадали на грудь. Как и при последних королях, придворные носили при Бонапарте длинные золотые трости с разными эмблемами, а маршалам были присвоены короткие, обитые золотом жезлы.

«Малый» придворный наряд штатских особ состоял из гладкого фрака со стоячим загнутым воротником, остроугольными отворотами и двумя рядами пуговиц; затем из кб-роткого жилета, белых или желтоватых панталон и белых шелковых чулок. Башмаки украшались пряжками. Из-под широкого выреза жилета выглядывало лабо; крахмальный воротник сорочки, достигавший ушей, и белый галстук туго обхватывали шею. Белые перчатки, шпага и высокая черная двуугольная шляпа с плюмажем довершали туалет.

Пажи носили красные затканные, камзолы, белое шелковое трико, низкие черные башмаки, короткие накидки и береты с перьями. Наполеон I, сам большей частью носивший зеленый мундир егерей гвардейской кавалерии и серую шинель с двумя рядами пуговиц, одел свое войско в богатые мундиры. Во время небольших придворных торжеств его маршалы и генералы носили синий форменный фрак, закрытый на груди; его воротник, узкие лацканы и швы широко вышивались золотом. Жилеты и панталоны при Наполеоне были исключительно белыми.

Ординарцы его носили светло-голубой мундир с серебром, а видимый до половины груди жилет был красного цвета и также украшен серебряными шнурами. Адъютанты маршалов носили гусарские мундиры с белыми, опушенными черным мехом далманами и золотыми шнурами. Рейтузы и кивера делались цвета красного вина. Полковые адъютанты носили голубые и светло-голубые мундиры.

Парадный костюм Людовика XVIII состоял из белого бархатного камзола с короткими рукавами, из-под которых были видны длинные кружевные манжеты, перехваченные в нескольких местах шелковыми лентами, из коротких белых шелковых панталон с буфами, из белых же шелковых чулок и башмаков с большими бантами.

Закрытая на левом плече мантия из голубого, подбитого горностаем бархата снабжена была с правой стороны прорезом для руки; по мантии были рассыпаны вытканные из серебра лилии. На закрытом горностаевом воротнике лежала цепь ордена «Святого Духа». Кружевной галстук спускался на грудь; короткий золотой меч висел на левом бедре.

Основание скипетра имело вид кисти руки; заканчивался он на вершине лилией. Около 1825 года короткая мантия окончательно исчезла. Ее заменил богато затканный, открытый фрак, белый жилет и такие же панталоны и чулки. В шейное отверстие жилета проглядывало жабо. Плоская высокая шляпа носилась под мышкой. Тонкая шпага в белых ножнах прицеплялась на крючке ниже жилета. Волосы не пудрились. Маленькие бачки украшали щеки.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 9918


Комментарии к этому материалу:

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Люди принимают за истину тот предел, который им доступен.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта