Материалов на сайте: 259

Среднекаменный век. Общее описание

В среднекаменном веке люди все реже поселялись в пещерах. Теперь они учились строить хижины. На севере, в тундре их строили из китовых костей, камней, шкур, жердей. В лесах ставили хижины из бревен или сплетенные из ветвей и покрытые корой, тростником, камышом. В южных джунглях люди использовали широкие листья деревьев, ветки, лианы.

Жилища были без окон и не разделялись на комнаты. Свет попадал через отверстие в крыше, туда же выходил дым из очага. Для освещения хижины делали каменные блюдца, наливали в них жир и опускали зажженный фитилек.

Все спали на подостланных шкурах, подкладывая под головы деревянные чурбачки.

Никакой мебели не было, том числе и кроватей. Во время сна накрывались шкурами. Американские индейцы изобрели гамаки и спали в них.

Домашнее имущество делали из кожи, кости, дерева, ракушек, скорлупы. Посуду мастерили из панцирей черепах. выдалбливали из дерева и камня. При еде пользовались палочками и каменными ножами, позже для жидкой пищи изобрели ложки.

Одежду было непросто сшить при помощи костяных игл. Поэтому в теплых краях люди делали только набедренные повязки. На севере поневоле приходилось шить для защиты от холода меховую одежду с капюшоном. Это требовало большого умения и долгого труда. Не сразу научились шить одежду с рукавами и штаны.

Около жилищ людей накапливались кучи отбросов от пищи. Из леса часто приходили волки, искали там кости и глодали их. Некоторые из серых хищников привыкали к людям и переставали их бояться. Стаи волков даже помогали на охоте - загоняли дичь на людей, затаившихся в засаде, За помощь им отдавали часть добычи. Постепенно некоторые волки приручались, поселялись в хижинах людей. Их потомки превратились в домашних собак. Собаки возили на санях и на спинах грузы, искали в лесу дичь, спасали людей, охраняли жилье, играли с детьми.

Старики воспитывали детей, поддерживали огонь. Дети помогали, чем могли. Никто не заставлял людей трудиться. Никто не пытался уклониться от работы. Каждый старался отдать общине как можно больше своего труда. Люди сознавали, что при плохой работе хотя бы нескольких, погибнет вся община. Ведь по-прежнему труд охотников и собирателей был тяжёлым, а результатов давал мало. Общины жили полуголодной жизнью.

Все добытое трудом рода делили не поровну, а по простейшей справедливости. До того в человеческих стадах не было строгих правил раздела охотничьей и собирательской добычи. Такие правила появились в родах людей разумных .

Мужчины получали самую грубую пищу. Зато доля была больше. Ведь охотники тратили много сил. Женщинам доставалось меньше пищи, поскольку они расходовали меньше сил. Но пища была лучше. Детям с их маленькими желудками давали немного, но самое питательное и вкусное.

Все имущество рода было общим. В жилищах находились орудия труда, одежда. Ими пользовались сообща. Когда была нужна какая-то вещь, ее мог взять любой, а потом положить на место. Это называлось общинной собственностью.

При помощи новых орудий стало чуть легче добывать пищу. Люди получили немного свободного времени. И не тратили его попусту. Они стали не просто заботиться о выживании, а внимательно наблюдать за природой и за собой. Люди хотели понять, каков этот мир. Их сознание развивалось, речь становилась богаче.

Предков интересовало всё: животные, растения, реки и горы, небо и солнце. Во всем открывали красоту и радовались ей. Даже в тесных чумах и хижинах люди стремились к красивому. Им хотелось, чтобы самые обычные оружие, одежда и обувь были не просто удобными, но и красивыми, привлекательными.

Первобытные художники часто лепили человеческие фигурки из глины, вырезали из кости или камня. В поселке Костенки на Украине найдены несколько маленьких скульптур, вырезанных из бивня мамонта. Похожие фигурки археологи открыли во Франции, в Чехословакии, в Италии и Германии.

Чаще всего скульпторы изображали самых уважаемых женщин общины -матерей-родоначальниц и хозяек очагов.

Иногда фигурки без одежды, иногда показаны в меховых накидках с капюшонами. В нашей стране открыты также маленькие изображеньица мамонтов, птичек. Наверное, одними играли дети, другими украшали жилье.

Художники каменного века научились украшать даже самые обычные вещи, чтобы они радовали взгляд. Костяные рукоятки ножей вырезали в виде фигурок оленей, а на приспособлениях для метания дротиков (копьеметалках) изображали куропаток.

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты.

Очевидно, исполняемые на них мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Источник: Всемирная история для школьников

Просмотров: 7009


Наверх


Жизнь – это либо приключение, требующее мужества, либо ничто.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта