Материалов на сайте: 259

Рыцарский костюм первой половины 11 века

В половине XI века начался расцвет неизвестного до этой поры рыцарства. Предшественников его следует искать у франкских племен в период их варварства, но в те времена оно было совершенно незаметным. Сначала рыцарство было избранным войском королевства, конной милицией, как показывает и самое его название, маленькой армией феодальных замков.

Эти собрания людей около своих иерархических начальников сделались такими популярными, что им приписывались всякие чудесные и поэтические достоинства. Рыцарь, этот поборник справедливости, защитник угнетенных, воплощение раньше не существовавшего идеала нравственности и вежливости, сделался в литературе каким-то мифическим существом, прекрасным, как посланец неба, как исполнитель Высшей справедливости. Его костюм стал символом силы и благородства; всякая составная часть его вооружения была священна.

Феодальный владелец, рыцарь, новая социальная единица, представлял собою военную аристократию и требовал особенных прав со дня своего поступления в ряды этой новообразованной военной аристократии.

Он устанавливал не только кодекс законов чести, но создавал и этикет, и моды. Но этот этикет не касался простолюдина, раба, не имевшего права носить оружие, он продолжал по-прежнему носить одежду из тех составных частей, о которых уже упоминалось выше; он одевается в рубаху, сагум, каракаллу и в несколько видоизмененные панталоны. Рыцари и землевладельцы каролингского периода вначале носят броню, кольчугу, шлем; в руках у них копье с коротким железным наконечником и с перевязью.

С начала возвышения во Франции династии Капета все рыцари, паладины и знаменосцы, завоеватели Калабрии и Сицилии, первые крестоносцы, были закованы в железо. Костюм их состоял из следующих частей.

На голове - конический металлический колпак, снабженный придатком для защиты носа.

Кольчуга представляла собою сетчатую тунику, часто доходящую до колен, снабженную точно таким же сетчатым капюшоном, который покрывал голову под шлемом и застегивался таким образом, что защищал и щеки. У кольчуги были рукава, застегивавшиеся у кисти руки; вся она состояла из одного куска.

Броня, сходная с военными доспехами катафракторов, состояла из камзола из прочной материи или кожи, сплошь покрытого чешуйчатыми металлическими пластинками. Поверх всего этого надевался плащ, прикреплявшийся на плече и оставлявший свободной правую руку.

Ноги, для прикрытия которых прежде служили панталоны, гетры и сапоги с перевязью, одеваются теперь в металлическую чешуйчатую и кольчужную ткань такой же работы, как броня и кольчуга.

Вооружение рыцаря состояло из короткого меча и копья. Он наполовину (до шеи) скрыт огромным продолговатым щитом. Опоясывающая его перевязь проходит через отверстие в броне или кольчуге.

Кольчуга, несомненно, имела большие преимущества перед броней; эта последняя вышла из употребления уже в середине XII столетия, а с кольчугой мы встречаемся еще в середине XIV века.

Пехотинцы не имели права носить броню, кольчугу или продолговатый щит. Единственной защитой служили им круглые щиты и набитые шерстью одежды вроде тех, что были в употреблении у некоторых римских легионеров. Они вооружены копьями, длинными и тонкими мечами, топорами или луками.

К этой эпохе относится так называемая блуза. Ее носили и простые граждане, и военные. Это была шерстяная или шелковая нижняя рубашка с разрезами по бокам. Сначала, в ту эпоху; о которой идет речь, эта блуза была короткой. Женщинам она заменяла нижнее платье и кроилась с широкими и длинными рукавами. Такую блузу с широкими рукавами носили нередко и рыцари. Обыкновенно она надевалась на льняную рубашку.

Панталоны не прилегали к телу и были совершенно свободными. Для отделки их употреблялись те же украшения, о которых говорилось выше. Женский плащ (вуаль) вышел из моды, его заменил простой античный плащ, который обертывался вокруг головы и шеи. Женская блуза часто стягивалась поясом.

При первых Капетингах на печатях появляется тип королевского костюма. Короли представлены на них в двух туниках и в царских мантиях, прикрепленных на плечах, со скипетром в руке. Первые короли династии еще носят бороду. Волосы же их коротко острижены, иногда на всей голове, а иногда только или спереди, или сзади. Рыцарский костюм и вообще французский костюм этой эпохи благодаря Крестовым походам распространился повсюду. Крестовые походы были созданием Франции и апогеем рыцарства.

Феодальная система организовалась даже в Сирии и Палестине, но в более строгой форме, чем на Западе. Рыцарское вооружение со знаком креста в полной неприкосновенности его форм встречалось всюду от Великобритании до Персидского залива.

Рыцарские французские нравы встретили особенно благоприятную почву в Германии. Германское рыцарство носило в XI веке еще первобытный характер и всеми силами старалось научиться придворной воспитанности. Оно восторженно воспринято французский и испанский культ женщины, который всегда были потребностью германцев благодаря лирическому складу их души, а теперь как бы получил санкцию свыше.

Еще Тацит упоминает о том, что, по мнению германцев, женщинам свойственно нечто неземное, возвышенное. Кроме того, в это время и в области церкви средоточием богослужения стал культ Девы Марии, что окружило женщин новым ореолом. Некоторые рыцари, отправляясь в бой, привешивали к щиту рукав своей возлюбленной или надевали поверх панциря ее рубашку; после сражения эти предметы снова возвращались даме сердца, которая носила их некоторое время в честь победителя.

Рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн в своем витиеватом сочинении "Культ женщины" рассказывает, между прочим, что в юности он неоднократно пил ту воду, в которой мыла руки его возлюбленная, а однажды на турнире отрубил себе палец, проколотый противником, и послал его гордой красавице вместе с томиком любовных стихотворений.

Однако, воспевая даму сердца, большинство рыцарей совершенно забывало о своих женах, которые низводились на степень простых служанок.

Такое настроение создало целый ряд законов, которыми измерялась мужская и женская красота. Дама, желавшая считаться красивой, должна была обладать следующими качествами: высоким ростом, глянцевитыми золотистыми локонами, темными, отнюдь не сросшимися бровями, блестящими глазами, розовыми щеками, пухлыми ушами, не особенно высокой грудью, узкой талией, белыми ручками и маленькими ножками с высоким подъемом.

От мужчин же требовалось гладко выбритое лицо, маленький рот, ярко-красные губы и кудри, доходящие до плеч. Кроме того, существовал целый ряд требований в смысле приличий. Согласно этим требованиям, дамы должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза; считалось неприличным класть ногу на ногу, жестикулировать, волочить за собой платье, громко шутить или смеяться. Мужчинам тоже предписывалось, как они должны себя держать. Эти сведения можно было почерпнуть в особых кодексах приличий.

Все это не могло не отразиться на одежде. Костюмы юных рыцарей приобретают женственный характер. На миниатюрах, украшающих гейдельбергские и штутгартские песни и относящихся к концу XIII века, когда эти песни были собраны в отдельный сборник цюрихским бургомистром Манессе, почти нельзя отличить мужчин от женщин.

Источник: Комиссаржевский Ф. П. История костюма

Просмотров: 12825


Наверх


Каждый заблуждается в меpу своих возможностей.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта