Материалов на сайте: 259

Катерина и Варвара

Давным-давно ушел из повседневного обихода русский традиционный костюм. Уже к началу XIX века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром I. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. Но в конце XIX—начале XX века и в деревню пришло городское платье, пошитое из материалов фабричной выделки.

А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках-сказках И. Я. Билибина, картинах А. П. Рябушкина и М. В. Нестерова да в театральных постановках. Пьесы А. Н. Островского показывают жизнь купеческой России, быт больших и маленьких приволжских городов и вымирающих дворянских усадеб середины XIX века. Для нас это интересно тем, что персонажи пьес Островского, купцы, державшиеся старины, носили одежду, в которой сохранялось еще очень много от старинного русского костюма. Эскизы таких костюмов нарисовал художник А. Я. Головин к «Грозе» Островского.

В 1916 году режиссер В. Э. Мейерхольд поставил в столичном Александрийском театре « Грозу»—спектакль сложный и неординарный, вызвавший ожесточенную критику. Это был совместный труд режиссера и художника, которые рассматривали пьесу как романтическую драму. Мейерхольд стремился вернуть театру яркость и праздничность, но в то же время хотел, чтобы в пьесе не было ни «малейших оттенков народности». Возможно, это касалось игры актеров и самой режиссерской работы, но противоречие заключалось в том, что в эскизах театральных костюмов, созданных Головиным, использовано много элементов традиционной русской одежды. Только эти костюмы выглядят не совсем так, как их обычно носили, а скорее так, как их мог нарисовать крестьянский художник, украшая домашнюю утварь сценами из городской жизни.

В сценических костюмах с помощью одежды раскрывались два противоположных характера — Катерины и Варвары. На Катерине, замужней женщине, строгий головной убор, закрывающий волосы. Он напоминает кокошник или повойник, расшитый золотыми нитями. Поверх убора надет платок, причем надет он так, как его носили старообрядцы в некоторых русских деревнях: квадратное полотнище складывали посередине в прямоугольную полосу ткани, похожую на старинный убрус или полотенце, а потом покрывали им голову и закалывали под подбородком.

Платье Катерины совсем как «парочка»—женский костюм, состоящий из кофты-баски и юбки, сшитых из ткани одного и того же цвета. Кофта-баска делалась на подкладке, по краю она обшивалась широким воланом, пышные сверху рукава сужались к запястью — как раз такая кофта у Катерины. А вот юбка больше похожа на кринолины (крестьянки их называли «карлолинами») дам с прялок, расписанных в городе Городце Нижегородской губернии. В разрезе юбки спереди видно второе, нижнее темно-серое платье, украшенное синими оборками.

Такое же «городецкое» платье и у Варвары, только выглядит оно более легко и нарядно по сравнению со строгой одеждой Катерины. Незамужняя Варвара более независима, ее костюм напоминает одежду барышни с лубочной картинки начала XIX века. Интересен девичий головной убор, который, возможно, носили еще в Древней Руси. Это повязка, которую делали обычно из дорогой ткани — парчи или шелка, на подкладке из простеганного холста. Она украшена вышивкой золотыми и серебряными нитями, а сзади завязана пышным бантом с кистями.

Еще одним элементом народного костюма можно считать косник в виде полосатого банта, его прикрепляли к косе при помощи шнура, вплетенного между прядями волос. Косники делались на жесткой основе из простеганного холста или картона в виде треугольника, сердца или завязанной бантом ленты. Иногда их расшивали перламутром, жемчугом, серебряными или золотыми нитями. В основном косники изготавливали сами девушки, но были и специальные мастерицы — одна на несколько сел.

Самым ярким элементом костюма Варвары является роскошная желтая с синими и розовыми узорами и белой бахромой шаль. Такую шаль могли привезти из Франции, а могли сделать и в России, как «французские платки», которые выпускала знаменитая фабрика Прохорова «Трехгорная мануфактура» в Москве.

Одним из главных действующих лиц пьесы можно считать и сам город Калинов, на фоне которого разворачиваются трагические события. Созданная художником в декорациях и костюмах нарядная, нарочито прибранная жизнь вызвала большую критику своим чрезмерно довольным и приукрашенным видом. Но иногда кажется, что в своей работе над «Грозой» Головин создавал идеальный мир — такой, как его изображал художник Б. М. Кустодиев, рисуя разодетых купчих» красочные народные гулянья и ярмарки, или как крестьянский мастер на прялках и коробьях рисовал жизнь не настоящую, а такой, какой видел ее в своих мечтах.

Источник: Андреева А. Ю. Русский народный костюм

Просмотров: 7654


Комментарии к этому материалу:

Комментарий добавил(а) Данил
Дата: 2015-01-24

очень интересно

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Ключом к успеху является внимание к мелочам.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта