Египет: общее описание. Одежда
Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и другими племенами, занимавшимися первоначально охотой, позднее рыболовством. Эти племена жили на холмах, окаймляющих долину Нила, так как сама долина представляла собой сплошное болото, превращавшееся во время разлива в огромное озеро. Бескрайние пустыни окружали холмы, угрожая поглотить песками рощи и луга, на которых охотились люди.
Угроза пустыни и численно возросшее население, потребности которого охота уже не могла удовлетворить, принудили организовавшиеся племена спускаться в долину и общими усилиями строить плотины, регулируя таким образом русло реки и превращая болота в поля и луга.
Долина Нила постепенно заселялась, возникали территориальные общины.
Общинники создавали ирригационную систему, превращая болота в плодородные поля. В этих работах значительную роль стал играть труд рабов. Появление рабов и социальное расслоение вело к зарождению классов. Вожди племен превращались в царьков. К началу 4-го тысячелетия в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникло около сорока деспотий.
В результате борьбы между ними и подчинения более слабых образований более сильным в конце 4-го тысячелетия до н.э. образовалось два государства: одно — на севере со столицей в Буто (Нижний Египет), другое — на юге со столицей в Иераконполе (Верхний Египет).
В жарком климате долины Нила человеку не требовалось одежды как таковой. Но очевидно, что уже в неолитическую эпоху у египтян стала развиваться потребность в украшении, которая проявилась, разумеется, прежде всего, в раскрашивании или татуировке тела, о чем свидетельствуют, например, обнаруживаемые в древнейших погребениях статуэтки женщин из слоновой кости с нанесенными на них рисунками. Некоторые ученые объясняют раскраску тела «гигиеническими» соображениями и мистическими представлениями: определенные талисманные рисунки татуировки наносились против злой судьбы, а краска для глаз, куда входили сера и мышьяк, предохраняла от глазных заболеваний.
Определенную символику содержали и подвижные украшения, которые, как и парики со шпильками и гребешками, к тому же оберегали тело, выступая в качестве магической брони. Талисманы навешивались, как правило, на тело в местах, где жизнь видна на глаз, появляясь в виде пульса, осязаемого и видимого. Это были ожерелья на шее, ручные и ножные браслеты, пояса и нагрудники.
Однако едва ли форма и разрисовка украшений, а также симметричное расположение примитивной орнаментации всегда были вызваны исключительно указанными соображениями. В них уже заметно проявление эстетического чувства древних египтян. К тому же по этическим представлениям египтян обнаженное человеческое тело не считалось непристойным.
Представление о костюме древних египтян дают изображения в круглой скульптуре, рельефе и настенной живописи. Уже в ранний период существования Египта, а в особенности в историческую эпоху, вплоть до Нового царства, мужчины, по крайней мере, состоящие на службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу.
Рабы и представители низших социальных кругов могли появляться лишь в одной набедренной повязке или без одежды вообще. Можно сделать вывод, что одежда служила также символом социального отличия.
Первоначально мужчины прикрепляли к поясу посередине спереди узкую полоску кожи, связанные или сплетенные тростниковые стебли («пояс с полоской»). Когда в обиход вошли ткани, с древних времен основным и универсальным предметом мужской одежды была набедренная повязка от талии до колен, которая завязывалась различными способами. Качество ткани находилось в зависимости от благосостояния человека. Бедные люди носили повязку из простейшей неокрашенной ткани. Более состоятельные носили повязку из дорогих материалов, окрашенных в какой-либо цвет. В древнейшие времена ткани красились в красный, зеленый и синий цвета. Позднее стали красить ткани почти во все цвета. Иногда форма повязки и качество материала менялись сообразно с профессией носившего ее человека. Так, например, мясники носили кожаные повязки с привешенным на ремне металлическим бруском.
Набедренная повязка называлась «схенти». Она могла быть различно задрапирована. Постепенно пояс с полоской был частично вытеснен передником, представлявшим собой кусок ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальное же оборачивалось вокруг тела, а свободный конец пропускался под средней частью. Смещению конца препятствовал также пояс. Форма средней части — трапециевидная, треугольная или веерообразная. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении, как мы видим на многочисленных памятниках, где она служит элементом облачения бога или царя.
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда — калазирис — по форме была одинаковой и для царицы, и для знатной и богатой женщины, и для рабыни. Сословное различие выражалось лишь в качестве ткани.
Таковы были костюмы египетских женщин и мужчин в Древнем царстве. Связав форму костюма со своими представлениями об идеальной красоте здорового человеческого тела, египтяне в течение веков выработали своеобразные формы костюма, которые просуществовали практически без изменений на протяжении тысячи лет. Как видим, в костюме древних египтян заметно стремление к строгой оформленности, геометричности и каноничности.
Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Просмотров: 7909
|